Коллектив
Курганского автобусного завода готов пикетировать Управляющую компанию
группы «ГАЗ», в собственности которой находится предприятие. Причиной
тому — череда сокращений и увольнений, а также информационный вакуум
относительно ближайшего будущего КАВЗа. Обзор ситуации — от www.kurgan.ru.
Увольнения
начались на КАВЗе еще в октябре, и это на заводе расценили как сигнал
бедствия. Хотя, возможно, бедствие началось много раньше — в январе
нынешнего года, когда Курганский автобусный лишился заказов по
федеральной программе «Школьный автобус», которые, в общем, составляли
львиную долю производства. Производство «школьников» по федеральной
программе ушло в Павловский автобусный завод (Нижегородская область),
который является прямым и главным конкурентом нашего КАВЗа. Что,
кстати, не мешает обоим предприятиям иметь одного хозяина и
принадлежать группе «ГАЗ» (бывший холдинг «РусПромАвто»).
После
банкротства КАВЗа в 2003 году предприятие было куплено холдингом
«РусПромАвто» Олега Дерипаски, который вдохнул в него вторую жизнь. В
2005 году в связи с реорганизацией «РусПромАвто» наш КАВЗ вошел в
дивизион «Автобусы» группы «ГАЗ».
«Мы
благодарны этим собственникам, они оказались наиболее эффективными
среди всех, кто заступал на завод в «постгосударственный» период, —
говорит Татьяна Мезенцева, председатель профкома КАВЗа. С
конца 90-х все, кто «рулил» заводом, решали вопросы исключительно
личной выгоды. А люди группы «ГАЗ», хотя они и не курганцы, живут нашим
производством: хоть нынешний директор Олег Шалаев, хоть предыдущие —
Тихоненко, Кадылкин, они не выходили из цехов, знали производство до
мелочей. До середины 2008 года КАВЗ показывал быстрый рост объемов
производства, завод работал рентабельно».
Однако
хозяин — барин, и гоголевское заявление «Я тебя породил — я тебя и
убью» в этом случае тоже не исключается. Судьба КАВЗа отныне в руках
Управляющей компании группы «ГАЗ», и, по большому счету, повлиять на ее
решение будет очень трудно. А решение, очевидно, как раз вызревает.
Иначе бы собственники не создали завесу тайны вокруг происходящего на
заводе. Как заявил www.kurgan.ru Олег Шалаев,
директор КАВЗа (Олег Викторович — менеджер группы «ГАЗ», москвич, но
живет и работает в Кургане), «я не обладаю полномочиями общаться с
журналистами, вся информация — через пресс-службу ГАЗа в Нижнем
Новгороде». И. о. пресс-секретаря Управляющей компании группы «ГАЗ» Олег Гамов в комментариях не отказал, но потребовал письменный официальный запрос.
Сегодня
на заводе осталось полторы тысячи работающих против 1 980 на начало
этого года. «К концу года останется 1 100, — говорит Мезенцева. — При
этом официально заявлено лишь о сокращении 350 человек, между тем «по
соглашению сторон» уже уволено 166, и еще подготовлено этих заявлений
111. Людей «выдавливают» с предприятия. Объясняют кризисом и падением
рынков сбыта. Но почему-то павловские автобусы продают, там выпускается
до 14 000 машин в год, и торговый дом, работающий на группу «ГАЗ»,
обеспечивает сбыт им, а не курганцам».
Объемы
производства КАВЗа упали с 4,5 тыс. машин в 2007 году до планируемых
1,5 тыс. в 2008-м. Между тем на заводе сосредоточены огромные ресурсы:
технические, кадровые. О возможностях КАВЗа говорит хотя бы такой факт:
некоторое время назад павловский завод передал КАВЗу на оптимизацию
автобус «Аврора-4235» — несовершенную машину. Курганские мастера
оптимизировали модель, поставили ее на поток. Теперь по распоряжению УК
пакет документов по этой машине передан в Павлов. С 2009 года
усовершенствованный на КАВЗе автобус должен выпускать павловский
завод... Модель «КАВЗ-4238» — плод интеллектуального труда инженеров
КАВЗа (в частности констурктора Денисенко), машина среднего класса, для
междугородных перевозок, и производство его тоже передается на ПАЗ. Еще
пример: городской автобус, модель 4239 — также изобретение
конструкторов и техников КАВЗа, огромная вместимость, низкопольная
модель — была признана лучшей на автосалоне «МИМС» в Москве в прошлом
году. На нее КАВЗ делал ставку, планируя работать и развиваться. Сейчас
все повисло в неизвестности.
Бывший директор КАВЗа Анатолий Соболев
считает, что никаких объективных причин для свертывания производства на
КАВЗе нет: «Я не могу относится равнодушно к судьбе родного
предприятия, все эти годы интересуюсь его жизнью. Насколько мне
известно, КАВЗ — не убыточное предприятие. Завод имеет огромный
потенциал. Что происходит сейчас — непонятно. Я слышал о двух
вариантах: либо на заводе оставляют минимум сотрудников и небольшое
производство, либо закрывают вовсе. Это сродни катастрофе. Необходимо
садиться за стол переговоров и обсуждать ситуацию открыто, а не
нагнетать ее», — считает Соболев.
Татьяна
Мезенцева 10 ноября побывала в Нижнем Новгороде, на конференции
работников профсоюзов предприятий группы «ГАЗ» с председателем
правления ГАЗа Сергеем Занозиным. «Он заверил, что без согласования с
губернатором и без нашего участия судьба КАВЗа не решится, — говорит
Мезенцева, — но жизнь научила нас не верить собственникам».
Профсоюзная
организация КАВЗа направила тревожные письма в адрес премьера Владимира
Путина, губернатора Олега Богомолова и регионального отделения партии
«Единая Россия».
— Мы должны найти решение и загрузить завод заказами, — полагает Алексей Дудич,
секретарь Курганского регионального Политсовета партии «Единая Россия».
— Курганский автобусный — успешный завод, его продукция
конкурентоспособна, мы гордимся этим предприятием. КАВЗ — это
достаточно молодой завод, ему всего-то 50 лет, у него огромные
возможности, тем более учитывая талантливый, работоспособный коллектив.
Мы должны отстоять предприятие, и мы будем бороться.
При
неблагоприятном исходе более полутора тысяч человек в Кургане останутся
без работы. Если учесть членов их семей — это шесть тысяч курганцев без
средств к существованию. На 5 декабря назначена встреча губернатора и
Сергея Занозина. Курган замер в ожидании...
Анастасия Пашутина |